Приход автоматических коробок передач в автомобилестроение ознаменован рядом положительных моментов, связанных преимущественно с комфортом и безопасностью вождения. Но имеются и свои нюансы использования АКПП. Особенно это касается вариатора, имеющего отличный от стандартных коробок принцип работы. Отсутствие фиксированных передач и использование диапазона для плавного изменения передаточного числа создало массу преимуществ для перемещения в городской среде. Однако, данный формат АКПП по праву можно назвать самым капризным из всего семейства. Разберёмся же в основных тонкостях эксплуатации вариатора и правилах ухода за ним.
Основные запреты при использовании CVT
Начать изучение следует с того, что делать не стоит. Сразу подметим основное правило, связанное с любой автоматической коробкой: никакой буксировки на тросу. У автоматической коробки нейтральная передача работает совершенно не так, как у механической. Для нормального функционирования системы требуется постоянный впрыск масляной смеси в механизмы. Соответственно, если автомобиль движется не своим ходом на "нейтралке", то никакого вброса масла не существует. По итогу буксировка авто на тросу, попросту сотрет в пыль все содержимое, и тогда владелец авто попадёт ещё и на ремонт коробки.
Теперь перейдем непосредственно к опасным ситуациям для вариатора. Здесь можно отметить три запрещённых действия:
Разберёмся с каждым из перечисленных пунктов подробнее, чтобы не оставалось вопросов касательно причин возникновения подобных запретов.
Дальше дороги нет: вариатор и бездорожье
Если Вам часто приходится преодолевать покрытие, которое сложно назвать дорогой, то покупка автомобиля с данным типом коробки передач может стать фатальной ошибкой. Застревание в грязи способно легко положить столь драгоценную составляющую автомобиля при попытках выбраться из плена.
Чрезмерные нагрузки или же кочки с ухабами, систематические пробуксовки - все эти "прелести" бездорожья способны напрочь убить коробку. В каких-то случаях система попросту перегреется, в других существует риск механического повреждения, способного привести к утечке смазочных материалов. Если уж приходится лезть на плохое дорожное покрытие (или его отсутствие) делать это нужно крайне аккуратно.
Дайте немного времени для прокачки масла
Создание резкой нагрузки для системы крайне губительно. В зимний период счастливым обладателям CVT- трансмиссии придётся прогревать не только двигатель. Сразу следует отметить тот факт, что достижение оптимальной температуры мотора на датчике не является свидетельством того, что коробка полностью готова к работе. Дело в том, что масло внутри прогревается не так быстро. Слишком густая масляная смесь не сможет дотянуться до всех узлов и хорошенько их смазать, а ездить "на сухую" - это прямой путь к смерти АКПП.
Лучшим решением станет старт на небольшой скорости, которая будет сохраняться на протяжении некоторого времени. Специалисты считают, что хватит спокойного движения без манёвров на протяжении километра. За счёт этого можно достигнуть необходимой температуры и качественного смазывания. Соответственно, никаких зацепок и задиров на поршнях и иных вариантов деформации.
Только свободное движение без прицепа
Тяговая сила для вариатора - это самый главный и опасный враг. Формирование нагрузок, вызванных другим автомобилем на тросу или же гружёным прицепом приведет к тому, что подшипники получат износ, не совместимый с жизнью. Некоторые автомобили допускают возможность "повесить" на машину груз менее тонны, но лучше не рисковать коробкой передач и отказаться от подобной затеи.
Если же планируется буксировка, то лучше не использовать трос. Постоянная деформация материала и рывковый формат передвижения способны оказать крайне высокую точечную нагрузку, превышающую допустимые пределы. Именно по этой причине единственным адекватным и безопасным вариантом остаётся жёсткая сцепка.
Как правильно обслуживать CVT- трансмиссию
Учитывая всю капризную сущность данного типа АКПП, все рекомендации по уходу должны соблюдаться беспрекословно. К счастью для владельцев автомобилей, правил ухода не так уж и много.
Самое важное - своевременная замена масла. Смазывающий материал должен иметь определенные свойства, благодаря которым обеспечивается равномерное и качественное покрытие узлов. Масло для CVT-трансмиссии предотвращает трение деталей друг об друга, а также формирует дополнительную защиту от проскальзывания. Масло должно заменяться вовремя, плюс не стоит экономить на качестве. 500 или 1000 рублей экономии уж точно не стоят сломанного вариатора, требующего на ремонт гораздо большие суммы.
Особенности подготовки системы в зависимости от скоростных режимов
Если на улице столбик термометра не опускается ниже -5 градусов Цельсия, то предварительная подготовка коробке не потребуется. Единственное - не стоит сразу втыкать "спорт" и совершать резкие манёвры. Лучше набирать скорость плавно, не спеша переключая режимы вождения.
Когда температурный режим находится в промежутке от -5 до -15, то прогрев является обязательной процедурой. Масло становится излишне вязким, из-за чего попросту неспособно обеспечить достаточную степень смазывания деталей. Многие владельцы вариаторов знают одну хитрость, позволяющую побыстрее прогреть всю систему. Прогревание производится по схеме P—R— N—D, при таком подготовительном этапе система сможет лучше переносить создаваемые движением нагрузки, обеспечив длительный эксплуатационный срок для АКПП.
Температура ниже минус пятнадцати градусов сразу накладывает на водителя необходимость в тщательном прогреве. Следует подождать около 30 минут после запуска двигателя, чтобы автомобиль перешёл в рабочий режим. Коробку также не следует мучить ближайшие пять километров. Идеальным решением станет отсутствие манёвров и соблюдение одинакового скоростного режима.